Названы главные научные достижения года, в их числе и труд израильских генетиков

Авторитетный журнал Science подвел итоги года и определил главные достижения и разочарования в науке.

Самым важным прорывом 2019 года названа первая фотография тени сверхмассивной черной дыры в галактике М87, полученной проектом "Телескоп горизонта событий" (Event Horizon Telescope, EHT) при помощи глобальной сети телескопов.

Долгое время астрономы имели только косвенные доказательства существования черных дыр и лишь недавно, благодаря развитию методик наблюдений и обработки данных, ученые смогли получить прямое свидетельство реальности подобных объектов во Вселенной.

"Это был великий год для науки, но что может быть удивительнее, чем увидеть черную дыру? Это звучит как магия, но это был поистине удивительный подвиг командной работы и технологий", —считает редактор журнала Тим Аппенцеллер.

По итогам голосования, проведенном среди читателей журнала, открытием года, стала реконструкция облика денисовского человека, которую удалось сделать на основе найденного в одной из тибетских пещер фрагмента челюсти девочки израильскими генетиками из Еврейского университета.

Материалы, которыми пользовались специалисты, включали только три зуба, мизинец и нижнюю челюсть одного из древних предков современного человека.

Кроме этих двух открытий, в список важных достижений года также вошли фотографии карликовой планеты 2014 MU69, первые лекарства от лихорадки Эбола и муковисцидоза, раскрытие последствий падения астероида, уничтожившего динозавров, а также достижение так называемого "квантового превосходства" командой ученых компании "Гугл".

Помимо этого, редакция Science выделила четыре главных научных разочарования года. Это резкое снижение в численности птиц, живущих на территории Северной Америки, эпидемии кори на Мадагаскаре, в США, Демократической Республике Конго и Украине, связанные с массовым отказом от вакцинации и политическими кризисами, пожары в Амазонке и нежелание политиков из многих стран первого мира бороться с глобальным изменением климата.