Зонд "Паркер", парящий возле Солнца, передал первые удивительные данные

Исследовательский зонд "Паркер", который сейчас находится в 24 миллионах километров от поверхности Солнца, передал первые уникальные данные о своих "близких контактах" с нашей звездой.

В журнале Nature опубликованы четыре работы с подробным анализом полученной информации, которая удивила и озадачила ученых. "Самой быстрый, горячий и крутой" аппарат на свете сделал несколько неожиданных открытий.

В частности, аппарат позволил впервые увидеть, как вблизи поверхности Солнца меняется его магнитное поле: оно может разворачиваться на 180 градусов, высвобождая огромное количество энергии, и при этом разгонять ветер до гигантских скоростей за короткое время.

"К нашему большому удивлению солнечный ветер вращался со скоростью 35–50 километров в секунду вокруг Солнца. Это примерно в 15-25 раз быстрее, чем предсказывают стандартные солнечные модели, поэтому мы упускаем нечто действительно фундаментальное при моделировании Солнца", — говорит профессор космических наук в Университете Мичигана Джастин Каспер.

Также зонд обнаружил в потоке солнечных частиц энергетические вспышки с необычно высоким уровнем тяжелых элементов. Они никогда не достигают Земли, но подобные события несомненно влияют на космическую погоду вблизи нашей планеты.

Фото: НАСА, снимок Земли, полученный зондом "Паркер"

Еще одним сюрпризом стала пыль, которая постоянно осыпала космический аппарат во время каждого перигелия. Вероятно, эти частицы меньше микрона в размере являются осколками астероидов или комет, которые испарялись вблизи Солнца. Сейчас их пыль вращается вокруг нашей звезды, и физики подозревают, что большая часть из той, что атаковала "Паркер", под воздействием светового давления уже покинула Солнечную систему.

"Исследование солнечного ветра с Земли похоже на изучение источника водопада вблизи дна, где турбулентность скрывает то, что происходит наверху. Однако теперь, с помощью зонда, мы все ближе и ближе к вершине водопада и можем видеть скрытую структуру", – отмечает Стюарт Бэйл из Калифорнийского университета в Беркли (США).

В течение следующих пяти лет "Паркер" продолжит делать новые открытия по мере приближения к Солнцу, в итоге достигнув отметки в почти шесть миллионов километров от его поверхности. За это время наша звезда вступит в более активную фазу своего одиннадцатилетнего цикла, поэтому в ближайшие годы мы можем ожидать еще более впечатляющих результатов.