Фото:Youtube

Загадочному мерцанию звезды Табби нашли новое объяснение

Астрономы всего мира уже 4 года ломают головы над странным поведением мерцающей звезды KIC 8462852, более известной как Табби. За это время выдвигалось множество теорий, в числе которых и гипотеза о том, что непредсказуемое мерцание звезды связано с деятельностью внеземной цивилизации.

Недавно группа ученых под руководством Брайана Метцгера из Колумбийского университета выдвинула свою версию. Если предположение американских астрофизиков подтвердится, то это может стать настоящей сенсацией. Исследование опубликовано в журнале Monthly Notices of the Royal Astronomical Society.

Брайан Метцгер, Мигель Мартинес и Николас Стоун считают, что длительные затемнения является результатом "работы" пылевых облаков вокруг звезды Табби. По предположению ученых, эти облака созданы из частиц бывшей экзолуны или плунеты - блуждающей луны, покинувшей орбиту своей планеты, которую звезда каким-то образом поглотила, а теперь постепенно испаряет. "Мусор" от развалившейся экзолуны вращается вокруг звезды. Иногда он затмевает ее, блокируя свет, что на Земле наблюдателями воспринимается как таинственное мерцание.

Астрономы нашли уже очень много звезд с меняющейся яркостью, но ни одна из них не ведет себя так же, как Табби. Чтобы подтвердить свою гипотезу, ученым необходимо найти еще несколько звезд, которые ведут себя аналогично.

"У нас на самом деле нет никаких доказательств того, что луны вообще существуют за пределами нашей Солнечной системы. Но в луне, которая падает на звезду, в целом нет ничего необычного", — говорит Метцгер.

Однако смелость этой теории заключается в том, что никогда ранее подобное космическое явление, то есть поглощение экзолуны звездой, зафиксировано не было.

Табби — желто-белый карлик, который находится примерно в 1280 световых годах от Земли. Ее впервые обнаружили в 2015 году, и с тех пор Табби стала настоящей головной болью для астрономов из-за меняющейся яркости. Обычное подобные колебания светимости объясняют прохождением планеты перед звездой, но в случае с KIC 8462852 это исключено.

Известно, что яркость звезды Табби иногда снижается всего на 1%, а иногда - на целых 22%. Может пройти от нескольких дней до нескольких недель, прежде чем она восстанавливает прежний уровень яркости.

В 2016 году за Табби установил пристальное наблюдение проект Breakthrough Listen по поиску внеземных цивилизаций, созданный Стивеном Хокингом и Юрием Мильнером. По одной из гипотез участников проекта, "звезда Табби" мерцает из-за находящейся на ее орбите сферы Дайсона — астроинженерного сооружения, либо какого-то другого набора гигантских объектов (например, коллекторов света), которые высокоразвитая внеземная цивилизация построила для аккумулирования энергии своей звезды.