Ученые требуют ввести мораторий на "генное редактирование" детей

Ведущие ученые-генетики мира призвали объявить мораторий на использование технологий CRISPR (метод редактирования генов) для воспроизведения генетически модифицированных детей.

"Мы призываем к глобальному мораторию на клиническое использование генетической модификации зародышевых линий человеческих клеток", — говорится в письме, опубликованном в журнале Nature, авторы которого опасаются последствий сегодняшней тенденции к ГМ-экспериментам с человеческими эмбрионами.

Призыв спровоцировало появление на свет сестер-близняшек Лулу и Наны в Китае, у которых была модифицирована ДНК еще в эмбриональном состоянии, для того чтобы сделать их устойчивыми к вирусу СПИДа. Научное сообщество осудило эксперимент китайского исследователя из Южного университета науки и технологий в городе Шэньчжэнь Хэ Цзянькуя из-за множества неопределенностей в отношении здоровья близнецов и их будущего потомства.

Письмо подписали 18 ученых, среди которых создатели технологии CRISPR Чжан Фэнь из Массачусетского технологического института и Эммануэль Шарпентье из Института инфекционной биологии Общества Макса Планка, основатель Института Броуда Эрик Ландер, внесший огромный вклад в геномику, расшифровку генома человека и некоторых других видов, а также канадская исследовательница Франсуа Бейли, известнейший эксперт в области биоэтики.

По мнению специалистов, метод ГМ-технологии еще далек от совершенства и связан с огромным числом ошибок и "брака". Однако ученые не требуют полностью отказаться от таких работ. Речь идет лишь о моратории сроком на пять лет: за это время ГМ-технологии CRISPR должны быть усовершенствованы и стать достаточно безопасными.