Ученые выяснили, что пошло не так у цивилизации Майя

Цивилизация Майя, существовавшая и развивавшаяся несколько тысячелетий на территории Центральной Америки, известна благодаря своей письменности, искусству, архитектуре, математической и астрономической системам. В крайне неблагоприятных геофизических условиях тропического леса, культура Майя достигла достаточно высокого уровня, оставив в наследие потомкам сотни совершенных по красоте и изысканности городов.

Многие ученые ломают головы, почему столь развитая цивилизация практически в одночасье покинула свои поселения на рубеже IX-X веков новой эры, оставив джунглям эти великолепные памятники.

Среди высказываемых гипотез причин упадка цивилизация Майя преобладают две - захватническая и экологическая. В пользу версии завоевания говорят археологические находки предметов, принадлежавших другому народу средневековой Центральной Америки - тольтекам.

Однако все больше исследователей склоняются к теории климатической катастрофы. Одним из первых об этом заговорил геолог Геральд Хауг еще в 2003 году. По его мнению цивилизацию сгубила засуха.

Новое исследование международной группы ученых из США и Великобритании подтверждает эту теорию.

Как пишет Science Alert, исследователи проанализировали отложения озера Чичанчанаб на полуострове Юкатан, чтобы определить климатические условия во времена существования цивилизации Майя. Прежде всего специалистов интересовал изотопный состав воды. Дело в том, что в процессе ее высыхания молекулы встраиваются в кристаллическую структуру пород и образуют кристаллы гипса с включенной в них водой.

Ученые обнаружили, что с 800 по 1000 год нашей эры количество осадков снизилось на 70%.

"Нам впервые удалось получить точную информацию о количестве выпавших осадков и уровнях влажности в годы краха цивилизации майя. Оказалось, что многолетняя засуха вполне могла погубить столь высокоразвитую культуру", - отметил автор исследования Ник Эванс.

Засуха совпадала с началом Средневекового климатического оптимума - эпохи относительно теплого климата в Северном полушарии, вызванной повышенной солнечной активностью и снижением количества вулканических извержений. Ученые полагают, что цивилизация угасла всего за несколько десятилетий.

Ранее ученые обнаружили комплекс из более чем 60 тысяч построек цивилизации Майя на севере Гватемалы, что позволило сделать вывод о том, что население региона составляло на несколько миллионов человек больше, чем предполагали исследователи.