Ученый связал чистоту в доме с онкологией у детей

Стремление взрослых содержать дом в идеальной чистоте может оказаться опасным для детей и привести к развитию острого лимфобластного лейкоза (ОЛЛ), утверждает британский биолог Мел Гривз. К такому выводу ученый пришел, проанализировав примерно 200 научных работ, вышедших за последние 30 лет. Обзор опубликован в журнале Nature Reviews Cancer.

ОЛЛ - самый распространенный тип лейкоза у детей, среди причин заболевания медики выделяют генетическую предрасположенность, воздействие радиации и влияние некоторых инфекций.

По мнению Гривза, развитие ОЛЛ включает два отдельных фактора. Мутации, из-за которых появляются гибридные гены, делающие иммунную систему более уязвимой, и инфекции, включая сезонный грипп, которые могут запустить неконтролируемое размножение клеток-лимфобласт.

Согласно научным работам, которые исследовал Гривз, окружающая среда играет важную роль в подготовке иммунной системы к встрече с "серьезными" инфекциями. Несколько исследований описывали повышенную частоту заболеваний лейкозом у лабораторных животных, содержащихся в стерильных условиях. В тоже время болезнь реже обнаруживали у детей, которые растут в больших семьях или посещают ясли.

Ученый пришел к выводу, что общение с другими детьми увеличивает разнообразие бактерий, с которыми сталкивается ребенок, подготавливая иммунную систему к нормальной реакции на инфекции. При этом слишком тщательная уборка может снизить этот полезный эффект.

Гривз считает, что эта информация в перспективе может стать основой методов профилактики лейкозов — например, вакцин, имитирующих воздействие бактерий.