На Марсе жизни нет и быть не может, говорят ученые

Жизнь на поверхности Марса существовать не может, утверждают ученые из Эдинбургского университета в Шотландии. Любые микроорганизмы, попавшие в марсианский грунт, будут почти мгновенно уничтожены союзом ядовитых веществ перхлоратов и ультрафиолетового света.

Перхлораты являются солями хлорной кислоты и ядовиты для живых существ. Ультрафиолет усиливает их действие, в результате микробы в такой обстановке умирают всего за 60 секунд.

"Открытие перхлоратов на поверхности Марса заставило нас гадать о том, как сильно они влияют на потенциальную обитаемость планеты. Мы показали, что при их облучении "марсианским" ультрафиолетом они начинают взаимодействовать с оксидами железа в почве и в десятки раз ускорять гибель клеток по сравнению с "простым" действием ультрафиолета. Поверхность Марса оказалась еще менее пригодной к жизни, чем мы считали ранее", — пишут авторы исследования в статье, опубликованной в журнале Scientific Reports.

Биологи изучили воздействие перхлоратов в концентрациях, характерных для марсианского грунта, на бактерии Bacillus subtilis, которая часто встречается на космических аппаратах и служит источником биологического загрязнения.

Как показало "вскрытие" микробов, причиной их ускоренной гибели служит необычная реакция между ультрафиолетом, перхлоратами и оксидами железа. Их взаимодействие приводит к насыщению питательной среды "хлоркой", атомами хлора и молекулами двуокиси хлора - чрезвычайно агрессивными химическими соединениями.

Все это говорит о том, что на поверхности Марса действительно не может существовать жизнь, так как даже крайне малых долей перхлоратов достаточно для убийства всех микробов. Конечно, это открытие не говорит о том, что следы жизни не могут встречаться на большой глубине, куда ультрафиолет не проникает, но на поверхности ее искать не следует.