Рыбка данио поможет парализованным людям

Маленькая аквариумная рыбка данио-рерио умеет восстанавливать свой позвоночник после серьезных травм, даже, казалось бы, в фатальных случаях, когда разорван спинной мозг.

Такое полезное свойство исследовали биологи Университета Дьюка в штате Северная Каролина и нашли сигнальный белок, который запускает процесс восстановления. С помощью этого белка клетки нервной ткани с концов разрушенного участка позвоночника начинают "строить мост", затем к ним присоединяются клетки нейронов.

"Это одно из самых потрясающих проявлений регенерации в природе. Учитывая то, как мало успешных методов терапии мы имеем для восстановления поврежденных тканей, нам необходимо присмотреться к животным, подобным данио, чтобы найти новые методы стимулирования регенерации", — сказал руководитель исследования, клеточный биолог Кеннет Посс.

Самое интересное, что сигнальный белковый фактор CTGF имеется и у людей, и он более чем на 90 процентов совпадает с тем, который работает у рыбок. Более того, в дополнительных экспериментах на данио-рерио ученые выяснили, что человеческий CTGF способен выполнять у них ту же роль. Рыбкам с подавленным синтезом своего белка вводили человеческий фактор — и регенерация у них развивалась даже быстрее, чем под действием их собственного белка. Исследование опубликовано в журнале Science.

Уникальный механизм регенерации может помочь людям с самыми тяжелыми последствиями травм позвоночника, включая паралич, однако сначала нужно провести дополнительные исследования на мышах, уточняют биологи.