Обнаружена ахиллесова пята раковых клеток

Ученые обнаружили уязвимое место раковых клеток, которые до сих пор не удавалось изгнать из организма практически ничем. Пока что ни лекарства, ни вакцины не в состоянии справиться с раком потому, что эти вредоносные клетки постоянно мутируют и распознать их среди других клеток очень трудно.

Тем не менее, как выяснилось, каждая раковая клетка все же хранит "оттиск" начальных мутаций, общих для всех раковых клеток, и неважно, сколько раз после этого она видоизменилась. И по этому оттиску иммунная система может их распознавать.

Исследователи из Лондонского университетского колледжа и Онкологического центра пришли к выводу, что определенная молекулярная структура, по которой раковую клетку можно вычислить, сохраняется в ней при любых мутациях.

Эти молекулы - антигены, токсины, которые иммунная система способна распознавать. Иммунные клетки, предназначенные для борьбы с этими антигенами, Т-лимфоциты, уже существуют в организме, но они слишком малочисленны, чтобы успеть за всеми раковыми метастазами.

Однако медики могут "выудить" из организма такие защитные клетки, размножить их и вернуть обратно в организм. И тогда мощная популяция иммунных клеток сможет уничтожить рак, даже если тот успел распространиться по всему телу.

В лабораторных условиях извлеченные из организма больного Т-лимфоциты успешно борются с клетками его же раковой опухоли, вот только в организме они не могут победить рак, потому что их слишком мало.

"Иммунная система борется с раком подобно тому, как полиция пытается истребить преступность, - говорит доктор Сержио Кесада, исследователь Онкологического центра, руководитель лаборатории раковой иммунотерапии. – С генетической точки зрения различные опухоли подобны банде громил, участвующих в разных преступлениях, от грабежа до контрабанды. И иммунной системе так же трудно одолеть рак, как полиции – справиться со всеми расследованиями, когда происходит много преступлений. Как показывает наше исследование, вместо того, чтобы бегать за преступниками по разным районам, мы можем дать полиции информацию, которая поможет разом ликвидировать всю организованную преступность, показать ей уязвимое место в опухоли пациента".

Это означает, что в будущем году, сделав биопсию, врачи смогут составить "генетический профиль" для каждой опухоли (а все опухоли отличаются друг от друга) и с помощью генной инженерии произвести миллиарды защитных клеток, взяв за образец те немногие, что уже выработаны организмом для борьбы с этой опухолью. С помощью такой "генетической подписи" можно создать и индивидуальную вакцину, повышающую защитные силы организма в борьбе с данной конкретной опухолью.

Исследователи надеются, что первые исследования на людях начнутся в течение ближайших двух лет.