Астрономы: наша галактика умирает из-за двух дисков

Наша галактика уже перевалила за средний возраст и постепенно умирает – к такому выводу пришел коллектив звездных археологов. Млечный путь перестал порождать новые звезды после того, как в ее центре образовалась перемычка – толстый блюдцеобразный диск, сформировавшийся 8 миллиардов лет назад. Об этом рассказывается в научном исследовании, опубликованном в журнале New Scientist.

"Затухание" нашей галактики, считают ученые, может произойти еще до того, как в ней закончится газ, требуемый для образования звезд.

Считается, что жизненный цикл галактики зависит от того, сколько в ней имеется газа для появления звезд. Однако пока неясно, теряется ли основной галактический строительный материал при вспышках сверхновых звезд или появлении черных дыр, насколько медленно расходуется газ и по каким причинам прекращается его возобновление.

Миша Хейвуд и его коллеги из Парижской обсерватории решили, что лучше всего ответить на этот вопрос поможет изучение нашей собственной галактики.

Ученые сняли "химические слепки" десятков тысяч звезд, дающие представление об их возрасте. Это было сделано при помощи высокоточного спектрографа на телескопе "Слоан диджитал скай сервей" в Нью-Мексико. По этим данным исследователи восстановили историю Млечного пути.

Выяснилось, что количество появления новых звезд снизилось на порядок в период от 10 до 8 миллиардов лет назад. После этого формирование новых звезд возобновилось, но гораздо более медленными темпами.

Именно в этот период в нашей галактике сформировался толстый диск, а вслед за ним и тонкий диск – стержнеобразное скопление звезд в центре. "Судя по всему, имеется связь между затуханием Млечного пути и этими дисками", - объясняет Хейвуд.

Это означает, что галактика может перестать "расти" даже тогда, когда в ней остаются достаточные запасы газа. Взаимодействие между дисками может подстегивать активность газа, делая его слишком горячим и препятствуя возникновению новых звезд.

Другие спиральные галактики находятся слишком далеко от нас, чтобы их можно было изучить в достаточной степени для подтверждения или опровержения этих выводов.

"Звездообразование сводится к битве между гравитацией и другими явлениями, например, турбулентностью, - говорит Кэтрин Алатало из обсерватории Карнеги в Пасадене. – Два диска нашей галактики вызывают повышенную турбулентность газа, они выбрасывают энергию, которая удерживает газ от коллапса и не дает начаться процессу образования звезд".