Небольшая зарядка – и нейронных связей в мозгу станет больше

Занятия физкультурой улучшают и умственную деятельность – это доказали ученые медицинского факультета Университета Калифорнии.

Как выяснили исследователи, интенсивная физическая активность повышает уровень основных нейромедиаторов – глутамата (глутаминовой кислоты) и гамма-аминомасляной кислоты (ГАМК). Именно эти вещества отвечают за химическое сообщение и нейронные связи в головном мозге.

Результаты исследования, опубликованные на этой неделе в журнале Neurosience, открывают новую страницу в понимании мозгового метаболизма. Физические упражнения могут стать важной частью лечения депрессии и других психоневрологических расстройств, связанных с недостаточным уровнем нейромедиаторов, поскольку именно эти вещества отвечают за связь между клетками мозга, регулирующими физическое и эмоциональное здоровье человека.

"Основные расстройства депрессивного характера зачастую характеризуются обеднением уровня глутамата и ГАМК, а когда психическое состояние улучшается, уровень этих веществ также приходит в норму, - говорит Ричард Мэддок, профессор кафедры психиатрии и бихевиоризма. – Наше исследование показывает, что физические упражнения активизируют обменные процессы, которые пополняют уровень этих мозговых проводников".

В плане обмена веществ на физические упражнения расходуется гораздо больше мозговой энергии, чем на подсчеты или продумывание шахматных ходов. Но никто не знает, куда девается вся эта энергия, подчеркивают ученые. Возможно, ее часть тратится как раз на повышение уровня нейромедиаторов.

По мнению исследователей, сидячий образ жизни может оказать негативный эффект на мозговую деятельность, а хорошо работающий мозг, в свою очередь, способствует атлетической выносливости.

Ученые обследовали 38 здоровых добровольцев до и после интенсивных упражнений, делая полноценную томографию мозга.

Замерялись уровни глутамата и ГАМК в двух различных участках мозга до и сразу после трех энергичных тренировок продолжительностью от 8 до 20 минут. Этот уровень повышался после тренировок, в то время как у контрольной группы, не делавшей упражнений, он оставался одним и тем же. Значительное увеличение нейромедиаторов было обнаружено в зрительной коре, а также в передней коре, отвечающей за регуляцию сокращений сердечной мышцы, за некоторые когнитивные функции и за эмоции.

Обнаружился и более долгосрочный эффект – корреляция между уровнем глутамата и количеством физических упражнений в течение предыдущей недели.

На очереди у ученых – новое исследование, в котором будут выяснять, можно ли с помощью физической деятельности гарантированно избавиться от депрессии.