Кишка тонка: охотники-собиратели меньше мучаются запорами, чем цивилизованные люди

Сесил Льюис из Университета штата Оклахомы вместе с коллегами провел ряд практических экспедиций и пришел к выводу, что в кишечнике охотников-собирателей и других ведущих традиционный образ жизни народов гораздо больше микробов, чем у жителей промышленно развитых обществ. За счет этого охотники-собиратели меньше страдают от заболеваний кишечника.

Первое в истории исследование кишечной микрофлоры у современных охотников-собирателей опубликовано в журнале Nature Communications.

Ученые отправились к верховьям Амазонки, к племени мацес. Это племя — одни из последних охотников-собирателей в мире. Они до сих пор питаются мясом обезьян, ленивцев и аллигаторов, ловят рыбу и собирают коренья в джунглях. Льюис взял у людей племени мацепс кал на анализ, что впоследствии позволило сделать столь необычные выводы.

Для сравнения исследователи собрали биоматериал у племени тунапуко — земледельцев Андского высокогорья, выращивающих картофель. Они также едят морских свинок, свинину и баранину. Для чистоты эксперимента анализы были взяты у более чем двадцати жителей города Норманн в Оклахоме. Для этого отобрали сотрудников университета, чья диета характерна для высокоразвитых обществ (мясо, молоко и молочные продукты, полуфабрикаты, консервы).

После проведения генетического анализа микробиома кишечника Льюис пришел к выводу, что в организме охотников-собирателей и крестьян видовое разнообразие микробов значительно выше, чем у ученых из Нормана. Особенно внимание ученых привлекли различные штаммы трепонемы (бактерий-спирохет). Некоторые трепонемы вызывают сифилис и другие болезни, однако штаммы из кишечника мацес и тунапуко оказались ближе к безвредным трепонемам, которые живут в организме других животных (свиней прежде всего).

Ученые полагают, что трепонемы были важным элементом древнего микробиома человечества. Но на протяжении развития у современных обитателей индустриального и постиндустриального мира они исчезли.

Ученые предполагают, что утрата трепонем и других кишечных микробов может быть одним из факторов, способствующих аутоиммунным заболеваниям.