Для лечения сахарного диабета клонировали эмбрион человека

Американские ученые объявили об успешном создании эмбрионального клона 32-летней женщины, страдающей сахарным диабетом первого типа. Выделенные из полученного клона стволовые клетки были преобразованы в бета-клетки поджелудочной железы, успешно производящие инсулин.

Результаты данного исследования опубликованы в журнале Nature. Учёные считают, что их достижение поможет полностью излечивать диабет.

Использованный метод называется "ядерный перенос соматической клетки", при нём ядро клетки переносится в неоплодотворенную яйцеклетку. Исследователи из нью-йоркского фонда изучения стволовых клеток (NYSCF) перенесли ядро клетки кожи пациентки в оплодотворенную яйцеклетку человека, из которой предварительно удалили ядро. Это привело к развитию полученной биоинженерной клетки в эмбриональный клон, состоящий из стволовых клеток, которые потенциально могут дифференцироваться в любые клетки организма. Затем ученые направили развитие стволовых клеток, полученных из эмбрионального клона пациентки, в инсулинпродуцирующие бета-клетки островков Лангерганса.

В долгосрочной перспективе исследователи планируют пересадить полученные инсулинпродуцирующие клетки обратно в тело пациентки для лечения сахарного диабета. Иммунной реакции отторжения это не вызовет, так как генетический материал трансплантата и пациента полностью совпадут.

Теперь ученые планируют пересадить полученные бета-клетки в организм мышей, чтобы выяснить, насколько они стабильны и безопасны, а также определить, смогут ли они в этих условиях производить достаточное количество инсулина и тем самым вылечить диабет. По словам исследователей, потребуются еще годы доклинических исследований, прежде чем речь зайдет о возможности использования такого подхода в лечении человека.

Если дальнейшие исследования также будут заканчиваться успехами, то с помощью стволовых клеток будут осуществлять лечение не только диабета, но и таких болезней, как потеря зрения и сердечная недостаточность.