channel 9

Власти Египта объявили войну спутниковым телеканалам (эксклюзив Ксении Светловой)

В 1996 году, когда на свет появилась "Аль-Джазира", казалось, что для арабоговорящих оппозиционеров, проповедников, политиков, диссидентов, реформаторов и противников режимов настал звездный час. Саму "Аль-Джазиру" тогда величали арабским Си-Эн-Эном, и в первые годы канал действительно оправдал возложенные на него надежды - журналисты больно "кусали" президентов и монархов, религиозных деятелей и известных политиков, а ток-шоу затрагивали самые актуальные и злободневные темы. (Через несколько лет эта ситуация изменилась, и руководство "Аль-Джазиры" резко сбавило обороты, взяв на вооружение более безопасную и не менее популярную израильско-палестинскую тему.)

Вначале "Аль-Джазира" была одна. Затем, мало-помалу спутниковое пространство, в котором существовал катарский гигант, начало наполняться новыми жителями. Одни пытались конкурировать с "Аль-Джазирой" ("Аль-Арабия", "Аль-Ахбария", Эм-Би-Си, "Абу-Даби" и т.д.), другие изобретали новые жанры или копировали существующие на Западе форматы. Так появились развлекательные, спортивные, молодежные и религиозные арабские спутниковые телеканалы.

Сегодня тысячи (!) телеканалов конкурируют в борьбе за арабоговорящего зрителя и предлагают все более и более вызывающий контент. Саудовско-египетское производство, телеканал "Икраа" объясняет, как нужно бить непокорную жену, кувейтский "Сафа" поднимает в эфир самых одиозных проповедников и имамов, а неопознанный "Исламуна" передает проповеди из йеменских мечетей, которые контролируются "Аль-Каидой".

Из "общеобразовательных" каналов с исламистским уклоном стоит отметить "Аль-Манар", телеканал "Хизбаллы", и телеканалы ХАМАСа "Аль-Акса" и "Аль-Кудс". В любой момент можно включить телевизор и услышать проклятия в адрес продажных американцев, злобных евреев, атеистов-русских, грешников-арабов и всех остальных, а в некоторых случаях и призывы к конкретным действиям против вышеуказанных врагов Аллаха и человечества.

До недавних пор никакого надзора над этими СМИ не осуществлялось. Арабские режимы интересовались в основном медиа-гигантами, такими, как "Аль-Джазира" и "Аль-Арабия" (и периодически закрывали региональные бюро или "выключали" журналистов из эфира), а небольшие телеканалы с неизвестным рейтингом пользовались практически полной свободой действий.

Два дня назад этой вольнице пришел конец. Руководство египетского спутника "Найлсэт" объявило о прекращении трансляции 12 телеканалов за "пропаганду религиозной розни и этнической ненависти". Поскольку "Найлсэт" является отчасти государственной структурой, сомневаться в том, откуда ноги растут у этого решения, не приходится. Египетский режим наконец-то решил заняться бесконтрольной деятельностью спутниковых телеканалов, и обнаружил там ведущих-ваххабитов, проповедников-салафитов, любителей всемирного джихада, а также невежественных знахарей и знахарок, рьяно агитирующих народ за женское обрезание, с которым Мубарак борется годами.

Кроме того, еще 33 канала получили строгие предупреждения.

Означает ли этот беспрецедентный шаг начало конца спутниковой свободы и бесконтрольности? В совокупности с последними попытками египтян контролировать интернет-пространство, можно предположить, что официальный Каир наконец-то осознал, что и интернет и спутники в руках у экстремистов - это опаснейшее орудие.

Скорее всего, эта мера сама по себе не сильно изменит ситуацию в Египте, Кувейте или любой другой арабской стране, где фундаментализм пустил сильные и мощные корни. Можно также предположить, что наряду с исламистами, режимы попытаются приструнить и реформистов и демократов, которые в понимании тоталитарных режимов угрожают им не меньше, а возможно - и больше, чем первые. И все же есть надежда, что хотя бы на данный момент часть мракобесов и экстремистов больше не получит доступа к микрофону. И на том спасибо...